Маркировка обуви
С 01.11.2021 в Казахстане является обязательной процедура — цифровая маркировка обуви. Это означает, что начиная с этого дня запрещено производить и ввозить на территорию страны обувь, которая не имеет маркировки кодом Data Matrix. Для реализации товаров, которые не имеют данного кода даётся 1 год, то есть начиная с 01.11.2022 года продажа немаркированной обуви на территории РК строго запрещена.
Для работы по новым правилам производители и импортеры обуви должны зарегистрироваться в Единой системе маркировки. В данной системе необходимо внести данные о производимой или ввозимой обуви и сгенерировать код маркировки, который наносится на товар. Стоимость одного кода стоит 2,68 тенге.
На данном этапе лишь 4% от общего оборота обуви составляет товар, произведенный в РК, остальные 96% – товаров импортируемые из других стран. Это существенно сдерживает развитие обувной промышленности на территории республики Казахстан.
Введение цифровой маркировки обувной продукции — это способ избавиться от контрафактной продукции, которая составляет 48,5% рынка. Цифровая маркировка обуви кодами Data Matrix позволит идентифицировать каждую пару обуви и проследить ее логистический путь до покупателя.
Стикер или этикетку с Data Matrix на обувь необходимо наносить на производстве в другой стране или на таможенном складе РК, но строго до прохождения таможенных процедур. Единый оператор цифровой маркировки в РК провел переговоры с 45 крупными поставщиками обувной продукции для Казахстана, с целью введения маркировочных кодов для товара, поставляемого в РК. Таможенные склады на территории РК уже готовы к нанесению кодов маркировки, если ввозимая продукция не прошла маркировку на зарубежном заводе производителя. Расходы, связанные с маркировкой будут составлять 0,1-2,5% от стоимости каждой пары обуви.
Код можно наносить на обувь, ярлычок на обуви или упаковку для товара. Data Matrix будет сигналом для покупателей, который подтверждает легальность продукции. Покупатель сможет самостоятельно убедиться в этом отсканировав маркировочный код с помощью мобильного приложения.
Цифровая маркировка — это межнациональный проект, который реализуется на уровне ЕАЭС. Обувная промышленность одна из первых включена в этот проект не случайно, это связано с большим количеством контрафакта и подделок в этой отрасли.
Основные правила маркировки обуви:
  1. Производители обувной продукции на территории РК проводят обязательную маркировку каждой пары обуви кодом Data Matrix.
  2. Импортеры должны обеспечить маркировку обуви до ввоза ее на территорию Казахстана.
  3. При приеме на комиссию обувных товаров от физических лиц по договору комиссии, комиссионер должен обеспечить маркировку обуви.
  4. В случае нарушения маркировочного кода или его утраты, участник товарооборота данного товара должен произвести перемаркировку обуви, в том числе после процедуры возврата ранее реализованной продукции.
  5. До 01.11.2022 необходимо произвести маркировку всех немаркированных товарных остатков обувной продукции.
Рассмотрим, что нужно знать импортеру обуви?
С 01.11.2021 в Республике Казахстан введена обязательная цифровая маркировка обувной продукции, с этого момента запрещено производство и импорт обуви без кода Data Matrix.
Импортная обувь, ввозимая на территорию РК, должна соответствовать следующим кодам ТН ВЭД: 6401, 6402, 6403, 6404, 6405 и на каждую пару обуви должен быть нанесен код маркировки до совершения таможенных процедур. На территорию таможенного склада может быть допущен представитель оператора или импортера по специальному пропуску для нанесения кодов маркировки Data Matrix. Взаимоотношения таможенного склада и представителей импортеров по нанесению маркировки на товары регулируется гражданским законодательством РК.
Таможенный орган по временному или постоянному пропуску должен обеспечить доступ представителя оператора или импортера для маркировки обувной продукции. В свою очередь, импортер обуви должен:
  • позаботиться и получить временный или постоянный пропуск на территорию таможенного склада для нанесения маркировочных кодов Data Matrix на обувную продукцию;
  • иметь все необходимое оборудование для проведения действий по подготовке и отправке товара: формирование партий, комплектование отправок, сортировку, упаковку, нанесение кодов Data Matrix на продукцию: 2D сканер, компьютер, принтер для распечатки кодов маркировки.